Практике Гран-при

В первой свободной практике Гран-при Австрии лидерство захватил пилот команды «Ред Булл» Макс Ферстаппен, продемонстрировав лучшее время круга и опередив ближайших преследователей – молодого гонщика «Макларена» Оскара Пиастри, отставание которого составило две десятых секунды. Также лидер обогнал пилота «Феррари» Шарля Леклера, откатившегося на три десятых от лидера. Все участники провели тестовые заезды в преддверии квалификации спринтерской гонки, запланированной на текущую субботу.

Не думать о секундах свысока

В «Формуле-1» каждая детальная настройка болида, улучшение аэродинамики или приемы пилотирования, позволяющие сэкономить доли секунды на круге, имеют решающее значение. Это связано с тем, что все участники находятся на высшем уровне профессионализма, а их машины подходят к пределу возможностей в плане максимизации скорости. В таких условиях даже сотые доли секунды могут стать решающим преимуществом, обеспечивающим победу или подиум. Кроме того, именно в «Формуле-1» используются самые совершенные приборы хронометража, фиксирующие микроскопические отличия во времени прохождения круга, что делает отсечение десятых секунд жизненно важной задачей.

Спорт миллионеров

Ведущие автопроизводители вкладывают огромные средства в участие команд в чемпионате Ф1, поскольку это является самым эффективным способом продвижения имиджа бренда и продукции фирмы на глобальном уровне. Успехи в данном виде автоспорта привлекают внимание миллионов телезрителей и болельщиков, посещающих Гран-при, позволяя производителям продемонстрировать технологические достижения и инженерные возможности. К тому же победы в Ф1 создают ауру престижа и высокого качества в глазах потенциальных клиентов, стимулируя продажи серийных авто.

Не всё так просто

Чтобы получить лицензию на участие команды в чемпионате «Формулы-1», автопроизводитель должен соответствовать ряду требований. Во-первых, заявить свои намерения руководству «Формулы-1» заблаговременно. Во-вторых, предоставить доказательства финансовой состоятельности для оплаты вступительного взноса и бюджета команды на несколько сезонов. В-третьих, обеспечить наличие собственной базы, инженерного персонала и минимальной материально-технической базы. В-четвертых, создать шасси, соответствующее регламенту. Только после этого заявка на получение лицензии рассматривается руководством первенства.

Для полноценного функционирования и конкурентоспособности команды Формулы-1 необходимы колоссальные финансовые затраты. Только вступительный взнос составляет до $200 млн, а ежегодный бюджет ведущих коллективов превышает $300 млн. Это связано с тем, что требуются огромные средства на создание, развитие и обновление самых передовых машин, а также содержание высококвалифицированных инженерных бригад. В расходы включаются и траты на оплату труда топ-пилотов, на маркетинговые нужды. С таким уровнем финансирования вопрос спонсорства приобретает критическую важность, поскольку без многомиллионных вливаний партнеров поддержать боеспособность коллектива не удастся.

Что важно?

В «Формуле-1» огромное значение имеют как мастерство пилота, так и технические характеристики конкретного автомобиля. Однако в условиях, когда достигнут максимум в совершенствовании машин со стороны команд, решающим фактором становятся личные качества гонщика. Именно от его умения раскрыть полный потенциал машины на пределе, мгновенно адаптироваться к изменяющимся условиям и принимать верные решения в критических ситуациях зависит возможность побеждать даже на ненамного уступающем в техническом плане болиде. Это особенно актуально в борьбе пилотов ведущих команд, располагающих приблизительно равными машинами.

Вопрос подготовки

В период между Гран-при инженеры команд Формулы-1 проводят интенсивную работу по изучению данных с предыдущих заездов, выявлению резервов улучшения аэродинамики, подвески, двигателя и тормозной системы. Исследуются показатели прироста скорости на прямых отрезках и на поворотах, уменьшения веса, повышения маневренности. Затем на собственных испытательных стендах и в аэродинамических трубах создаются и тестируются обновленные детали, а на симуляторе отрабатываются новые настройки. По результатам испытаний дорабатывается конструкция, после чего на тренировках пилоты отдают предпочтение самым перспективным решениям.

Впереди старт

Для подготовки гонщиков Формулы-1 к командам приглашаются лучшие тренеры, а также используются передовые тренировочные технологии. Пилоты регулярно проходят специальную физическую подготовку, развивающую выносливость, скоростные и координационные способности. На тренажерах в условиях искусственной невесомости отрабатывается двигательная память, моделируются различные аварийные ситуации. В виртуальной реальности на специальных симуляторах гонщики оттачивают навыки управления машиной, изучают трассы, режимы экономии топлива. Всё это доводит мастерство пилотов до предела, позволяя полностью реализовать потенциал машины.

Кого привлекают?

В команде Формулы-1 трудится большой коллектив специалистов, обеспечивающий высочайший уровень подготовки и развития болида. Это начиная от руководящего состава из руководителя команды, технического директора и гоночного директора, осуществляющих общее управление, и заканчивая большой инженерной группой из специалистов по аэродинамике, двигателям, электронике, разработчиков новых деталей. Большой штат персонала занимается техобслуживанием машин в гараже. Для работы с пилотами нанимаются тренеры и инструкторы по вождению. Дополнительно работает маркетинговый отдел, отвечающий за спонсорство и представительство команды.

Что представляют собой соревнования?

В чемпионате Формулы-1 сезон длится около 9 месяцев и включает в себя около 20 этапов, проходящих на самых престижных трассах мира в различных странах. Перед началом каждого сезона проводятся предсезонные тесты новых машин и усовершенствований. Затем до конца октября разыгрываются Гран-при, включающие свободные заезды, квалификацию и гонку. Между этапами команды совершенствуют машины, тестируя новые решения. Захватывающая борьба за очки и победы разворачивается в уик-эндах на фоне большого зрительского интереса. Чемпион и призеры определяются по сумме набранных баллов по итогам всего марафонского сезона.

Где проходят?

Гонки Формулы-1 чаще всего проводятся в европейских странах, где зародилась данная категория автоспорта и находится большинство команд. Так, традиционно этапы проходят на таких престижных трассах как «Сильверстоун» и «Спа-Франкоршам» в Великобритании и Бельгии соответственно, а также в Италии на «Монце». Популярны также Гран-при в Монако, Испании, Австрии, Венгрии. Однако в последние годы календарь расширяется: этапы добавлены в Азии (Сингапур, Япония, Китай), на Ближнем Востоке (Бахрейн, Абу-Даби), Северной и Южной Америке (США, Мексика, Бразилия). Это позволяет увеличивать географию охвата зрителей и поднимать популярность «Формулы-1» во всем мире.

В чемпионате Формулы-1 гонки проходят на самых престижных и сложных по конфигурации трассах мира. Это могут быть как уличные кольцевые трассы, прокладываемые по городским улицам (например в Монако или Сингапуре), так и переоборудованные временно или постоянно ипподромы и автодромы. Последние часто располагают длинными прямыми и высокоскоростными секциями, позволяющими машинам проявить максимальные динамические характеристики (Сильверстоун, Спа). Некоторые трассы насчитывают более 20 поворотов, предъявляя высочайшие требования к физподготовке гонщиков и управляемости машин (Судзука, Интерлагос).

Почему это популярно?

Формула-1 привлекает миллионы зрителей благодаря захватывающему зрелищу высокоскоростной гоночной борьбы на пределе возможностей. Болельщиков интригуют выдающееся мастерство пилотов, сражающихся друг с другом в условиях крайней жесткой конкуренции. Огромное внимание приковывают разворачивающиеся на трассе драматические инциденты, бескомпромиссные обгоны и тактические ходы. Зрителей завораживают и фантастические технологии, воплощенные в формуловских машинах. Представляя собой высший пилотаж, Ф1 затрагивает человеческие чувства и интеллект, даря мощные эмоции.

Обратная сторона медали

«Формула-1» иногда подвергается критике за излишнюю коммерциализацию и элитарность. Отмечается, что в угоду привлечения новых спонсоров и зрителей в мире организаторы зачастую идут на снижение требований к безопасности и экологичности. Критику вызывает раздутость бюджетов лидирующих команд и доминирование лишь 3-4 производителей, что снижает неопределенность. Также Ф1 упрекают в отрыве от обычных автовладельцев, в связи с чем разработки серийных авто не всегда получают обратную связь от гоночной программы. По мнению некоторых, F1 стала слишком сложна для восприятия и не всегда сохраняет зрелищность для новых болельщиков. Вместе с тем, гоночная серия продолжает привлекать миллионы поклонников своим высоким спортивным духом.

В будущем Формулу-1 ждут значительные технологические изменения, нацеленные на повышение экологичности и сохранение зрелищности. С 2026 года введут новые силовые установки, работающие на устойчивых видах топлива и менее загрязняющие окружающую среду. Ожидаются глубокие аэродинамические изменения с целью облегчения обгонов. Растёт роль электроники, в том числе систем беспилотного вождения, что повысит безопасность. Также планируется увеличение вовлечённости молодой аудитории с помощью соцсетей, видеоигр, виртуальной реальности. Ставка делается на упрощение понимания гонок, что привлечёт новые поколения в качестве болельщиков и потенциальных пилотов. Всё это должно обеспечить ещё более динамичное развитие Ф1.