Лала Крамаренко уверенно выступила на Играх БРИКС несмотря на серьезную травму, выиграв золото в индивидуальном многоборье и упражнениях с лентой. Гимнастка до последнего заканчивала программы со слезами от боли, но не сдавалась и добилась цели. Это стало очередным подтверждением большой силы воли и характера, которые помогают преодолевать любые трудности. Несмотря на потерю шансов на Олимпиаду и новые травмы, Крамаренко продолжает уверенно тренироваться и выступать, доказывая, что может бороться до последнего. Хотя срок карьеры и предстоит определить во многом травмам, многие верят, что ее целями остаются и Олимпийские игры 2028 года.
Подтекст
Многие не осознают масштаба того труда и жертв, которые несут художественные гимнастки в России. За красивыми пируэтами и воздушными прыжками скрываются годы ежедневных 10-часовых тренировок, во время которых спортсменки зачастую находятся в состоянии болевого шока из-за травм разной степени тяжести. Программы создаются под жесткие правила по акробатике, артистизму и нюансам исполнения, от соблюдения которых зависит успех. Девушки полностью посвящают себя спорту с детства, пренебрегая личной жизнью. Строгая диета и мучительные тренировки по вытяжке тела приводят к проблемам со здоровьем. Все это требует от гимнасток нечеловеческой силы воли и целеустремленности, однако многие судят лишь по внешнему блеску выступлений, не догадываясь об истинных масштабах трудов.
Что надо учитывать?
В художественной гимнастике существует огромный риск для здоровья спортсменок, который часто игнорируется. Девушки с раннего возраста выполняют сложные акробатические элементы с огромными нагрузками, что может привести к многочисленным травмам опорно-двигательного аппарата. А ещё изматывающие занятия также вызывают преждевременное истощение организма. Строгая диета для поддержания веса подрывает здоровье. Вытяжка тела к 22-23 годам приводит к проблемам с костями. Всё это может негативно сказаться на будущем материнстве спортсменок. Несмотря на красоту исполнения, многие критикуют художественную гимнастику за чрезмерные риски и пагубное влияние на здоровье девочек.
Реакция
Международная федерация художественной гимнастики приняла решение запретить исполнение некоторых акробатических элементов, сочтя их слишком рискованными для здоровья спортсменок. В частности, это касается выполнения опорного прыжка вперед с двумя оборотами в воздухе, сложных прыжков с приземлением на спину и тройных пируэтов в одной руке. В России к такому шагу отнеслись критично, считая, что это чрезмерное упрощение требований к соревновательным программам и ограничение возможностей для показа высокотехничной акробатики. По мнению российских тренеров и федерации, это может негативно сказаться на дальнейшем развитии данного вида спорта и привести к потере интереса зрителей.
В художественной гимнастике подход к травмам спортсменок и их участию в соревнованиях во многом зависит от тренерского штаба и федерации. В разумных случаях, когда есть реальный риск усугубления травмы, гимнастке действительно следует дать возможность восстановиться и сняться с турнира. Однако в России, где огромная конкуренция за место в сборной и возможность выступать на крупных стартах, тренеры и федерация зачастую требуют от спортсменок выходить на пределе возможностей даже с травмами. Ситуация усугубляется малой глубиной российского резерва, поэтому травмированные гимнастки часто вынуждены рисковать ради больших побед и сохранения места в составе.
Далеко не единственный случай
В России в художественной гимнастике сложились устойчивые традиции, когда спортсменки выступают на крупных соревнованиях даже с серьезными травмами. Так, известны случаи, когда российские гимнастки с вывихами, переломами костей и порванными связками продолжали участвовать в финалах чемпионатов страны и мира. При этом они исполняли полные программы, нередко завершая упражнения со слезами на глазах из-за сильной боли. Тренеры и федерация допускают такую практику, считая, что отказ от участия может повредить шансам на попадание в сборную или утратить мотивацию. Сами спортсменки тоже часто идут на риск, желая любой ценой победить. Однако такая политика вызывает критику из-за угроз здоровью спортсменок.
Яркая индивидуальность
В художественной гимнастике Лала Крамаренко показала себя как одна из самых ярких и талантливых спортсменок последних лет. Ее отличает не только высочайший уровень техники исполнения сложнейших акробатических элементов, но и необыкновенное артистическое дарование. Лала умеет глубоко передать настроение и эмоции в каждом выступлении, полностью захватывая зрителя. Несмотря на серьезную травму, на Играх БРИКС ей удалось блестяще выполнить две полные программы и завоевать заслуженные золотые медали в индивидуальном многоборье и упражнениях с лентой. Это является лишним доказательством больших спортивных достоинств и силы духа, благодаря чему она остается лидером мировой гимнастики.
Насколько это было важно?
В связи с отстранением российских спортсменов от многих крупных международных турниров, Игры БРИКС остались одним из немногих доступных стартов такого уровня. Поэтому, хотя это и не олимпийское первенство или чемпионат мира, Российская Федерация художественной гимнастики уделяет данному соревнованию большое внимание. Для спортсменок это шанс проявить себя на международной арене, завоевать медали и набрать необходимую спортивную практику. В условиях, когда основные турниры закрыты, Игры БРИКС становятся одним из немногих доступных соревнований мирового уровня, что и определяет повышенную значимость данного старта.
Отношение в РФ
Художественная гимнастика традиционно пользуется большой любовью в России. Это связано с тем, что страна является лидером и родиной многих выдающихся гимнасток, которые годами радовали болельщиков своим искусством. Россияне с детства приучены восхищаться грациозностью и акробатическим мастерством спортсменок, красиво исполняющих сложные программы под завораживающую музыку. Гимнастки стали гордостью страны, а победы российских дуэтов и команд на соревнованиях всегда вызывают эмоциональный восторг у болельщиков. Любовь к этому виду спорта передаётся из поколения в поколение, гимнасты завоёвывают симпатии от детей до пенсионеров, потому россияне до сих пор остаются одними из самых преданных поклонников данной дисциплины.
Когда стоит отдавать ребёнка?
Многие эксперты сходятся во мнении, что для достижения высоких результатов в художественной гимнастике необходимо начинать заниматься этим видом спорта как можно раньше: уже с 3-4 лет. Именно в этом возрасте у девочек быстро развивается координация движений, гибкость и мышечный корсет. Раннее начало позволяет дать ребенку фундаментальную подготовку, освоить основы техники и заложить музыкальность. К 9-10 годам формируется индивидуальный почерк и прорабатываются первые сложные элементы. Более поздний старт, например, после 10 лет, существенно снижает шансы на достижение элитного уровня из-за сложности наверстывания. Так, раннее начало тренировок позволяет гимнасткам заложить прочный фундамент для развития мастерства.
В России тренировки художественных гимнасток носят очень интенсивный характер. Ежедневно девочки проводят на спортивной базе по 10-12 часов, выполняя множество упражнений для развития гибкости, силы, координации и работы над новыми техническими элементами. Большое внимание уделяется мастерству и артистизму исполнения. Тренировки проходят в несколько этапов и включают в себя разминку и зарядку, работу со снарядами, акробатику, упражнения для мышц спины, пресса и ног. Каждый день ставятся новые технические задачи. От девочек требуется максимальная концентрация, выполнение всех упражнений идеально и полный отказ от личной жизни ради спорта. Именно такой интенсивный подход приводит российских гимнасток к вершинам мирового олимпа.
На пути к победе
В подготовке к крупным соревнованиям российские тренеры используют четко продуманную систему. За 2-3 месяца до старта нагрузки увеличиваются, доводят объем тренировок до 15 часов в неделю. Особое внимание уделяется оттачиванию технических элементов: гимнастки делают до 500 повторений каждого движения. В это время совершенствуется также артистизм, музыкальность и имидж выступлений. За месяц до соревнований нагрузки снижаются, чтобы избежать перетренированности. За неделю до старта начинается акклиматизация в месте проведения. Эта тщательная подготовка позволяет гимнасткам с первых дней соревнований демонстрировать результат высочайшего класса.
Вопрос ментального состояния
Психологическая подготовка российских гимнасток к соревнованиям направлена на мобилизацию внутренних ресурсов и уверенности в себе. За неделю тренеры проводят мотивационные беседы, рассказывая о целях и возлагая надежды. Девушек учат контролировать волнение и полностью сосредоточиться на выступлении. Большое внимание уделяется имиджу: подбирается макияж, прическа и костюм, чтобы гимнастка чувствовала себя уверенно. Также предлагается избавиться от негатива, страхов и сомнений. За сутки до соревнований на расслабляющих процедурах (банях, массажах) у девушек формируется чувство полного психофизического комфорта. Всё это позволяет выступать на 100% возможностей в день соревнований.
Вместо заключения
Лала Крамаренко уже сейчас добилась огромных успехов и является одной из лидирующих гимнасток России, однако ее потенциальные возможности кажутся еще более масштабными. Несмотря на травмы, она продолжает совершенствовать технику и включать в программы все более сложные акробатические и вращательные элементы. Ее стиль отличается не только выдающейся точностью исполнения, но и глубоким артистизмом. Лала полностью погружает зрителя в атмосферу своей композиции благодаря музыкальности и драматургии выступления. Если в ближайшие сезоны ей удастся избежать серьезных травм и продолжить прогресс, то она вполне способна стать первой в истории гимнасткой, исполнившей на официальных стартах 5-6 высших комбинаций. Это вывело бы уровень в абсолютно новую зону.